Aero L-39 Albatros


 

Создан для замены учебно-тренировочного самолёта Aero L-29 Delfin. Совершил первый полёт 4 ноября 1968 года. В 1972 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора.

Серийно производился чешской фирмой Aero Vodochody до 1999 года. Всего было построено 2868 L-39 и 80 L-59.

Состоит на вооружении более чем 30 стран мира.
 

Модификации

L-39С — стандартная модификация учебно-тренировочного самолёта для начальной и основной лётной подготовки.

L-39ZO — модификация учебно-тренировочного самолёта, которую можно использовать и в качестве лёгкого штурмовика, для чего имеются четыре подкрыльевых узла подвески вооружения.

L-39ZA — дальнейшее развитие L-39ZO с установкой под фюзеляжем двуствольной пушки ГШ-23.

L-39V — буксировщик воздушных мишеней.

L-39MS (L-59 Super Albatros) — модификация с новым турбореактивным двигателем модульной конструкции ДВ-2, имеющим тягу 2200 кгс, катапультируемыми креслами класса «0-0» и новым электронным оборудованием. Первый полёт совершил в 1986 году. Произведено 80 единиц.

Л-39М1 — украинская модернизация Л-39: замена двигателя АИ-25ТЛ на модернизированный АИ-25ТЛШ (увеличена тяга с 1720 до 1850 кг, вдвое улучшилась приемистость), усовершенствована система управления силовой установкой и бортовым аварийно-эксплуатационным регистратором полетной информации с дополнительными датчиками и устройствами.

Технические характеристики

Проекции L-39 «Альбатрос». Данные соответствуют модификации L-39C.

Экипаж: 1 или 2 человека

Длина: 12,13 м

Размах крыла: 9,46 м

Высота: 4,77 м

Площадь крыла: 18,18 м²

Масса пустого: 3455 кг

Нормальная взлётная масса: 4525 кг

Максимальная взлётная масса: 4700 кг

Масса топлива во внутренних баках: 980 кг

Силовая установка: 1 × ТРДД АИ-25ТЛ

Тяга: 1 × 1720 кгс (16,87 кН)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 760 км/ч

Скорость сваливания: 160 км/ч (при выпущенных закрылках)

Практическая дальность: 1650 км (без ПТБ)

Практический потолок: 12 000 м

Скороподъёмность: 21 м/с (1260 м/мин)

Длина разбега: 580 м

Длина пробега: 560 м

Вооружение

Боевая нагрузка: 290 кг

Состоит на вооружении

  • Абхазия — 4 L-39, по состоянию на декабрь 2009 года
  • Азербайджан — 12 L-39C, по состоянию на 2012 год
  • Алжир — 30 L-39ZA/С, по состоянию на 2012 год
  • Армения — 4 L-39C, по состоянию на 2012 год
  • Бангладеш — 8 L-39ZA, по состоянию на 2012 год
  • Белоруссия — 10 L-39C, по состоянию на 2012 год
  • Вьетнам — 16 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Гана — 2 L-39ZO, по состоянию на 2012 год
  • Грузия — 6 L-39C, по состоянию на 2012 год
  • Египет — 10 L-39 и 47 L-59E, по состоянию на 2012 год
  • Йемен — 12 L-39Z, по состоянию на 2012 год
  • Камбоджа — 5 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Казахстан — 20 L-39C, по состоянию на 2012 год
  • Киргизия — 4 L-39, по состоянию на 2012 год
  • КНДР — 12 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Куба — 7 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Ливия — 110 L-39ZO, по состоянию на 2010 год
  • Литва — 1 L-39ZA, по состоянию на 2012 год
  • Нигерия — 21 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Никарагуа — 6 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Россия — 336 L-39C, по состоянию на 2012 год
  • Сирия — 40 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Словакия — 5 L-39CM и 5 L-39ZAM, по состоянию на 2012 год
  • Таиланд — 40 L-39ART/ZA, по состоянию на 2012 год
  • Туркмения — 2 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Тунис — 9 L-59, по состоянию на 2012 год
  • Уганда — 3 L-39ZA, по состоянию на 2012 год
  • Украина — 38 L-39C и L-39М1, по состоянию на 2012 год
  • Узбекистан — 14 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Чехия — 7 L-39С и 10 L-39ZA, по состоянию на 2012 год
  • Экваториальная Гвинея — 2 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Эфиопия — 7 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Эстония — 2 L-39, по состоянию на 2012 год

Состоял на вооружении

  • Афганистан — 3 L-39С в настоящее время находятся на хранении на основой базе афганских ВВС в международном аэропорту Кабула , 26 L-39 стояли на вооружении с 1977 по 2001 год.
  • Болгария — 12 L-39ZA
  • Венгрия — 20 L-39ZO
  • ГДР — 52 L-39ZO и 2 L-39V
  • Ирак — 22 L-39C и 59 L-39ZO
  • Латвия
  • Румыния — 32 L-39
  • СССР — 2080 L-39C (после распада СССР перешли в собственность к новообразовавшимся государствам)
  • Таджикистан
  • Чад — 11 L-39ZO
  • Чехословакия — 33 L-39C, 30 L-39ZA, 8 L-39V и 6 L-39MS

Гражданские операторы

  • СССР — использовались в ДОСААФ
  • Канада — 2 L-39 использовались в составе пилотажной группы Northern Lights Aerobatics Team в 2000 году
  • Россия — пилотажная группа «Русь»
  • Латвия — 5 L-39 пилотажная группа «Baltic Bees»
  • США — пилотажная группа «Патриоты»
  • Франция — 7 L-39 в составе пилотажной группы «Брайтлинг»

 

http://ru.wikipedia.org